ВОПРОСЫ КОНФЕРЕНЦИИ по бюджетной оплате с 01 января 2020 года:

 

1. Вопросы: С 1 января 2020 года для выплаты надбавки за стаж необходимо пересчитать всем работникам только стаж работы, включив работу в любой бюджетной организации независимо от отраслевой принадлежности (например, образование, здравоохранение) и занимаемой должности/профессии (например, учитель, уборщик служебных помещений), либо всё таки по занимаемой должности, но в любой бюджетной организации? Постановления Министерства труда Республики Беларусь от 12.01.2000 № 4 и Министерства образования Республики Беларусь от 31.10.2002 № 45 будут отменены? Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 03.04.2018 № 40 позволяло по решению нанимателя засчитывать в стаж работы по специальности периоды работы в организациях независимо от формы собственности, характер работы в которых аналогичен работе, выполняемой в бюджетной организации (учителя, руководители кружков и др.). В связи с новым подходом к исчислению стажа выполнение вышеуказанных работ уже не будет засчитываться в стаж работы в бюджетных организациях? Спасибо!

Лукьянчикова Татьяна Анатольевна:

Согласно пункту 4 Инструкции о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премий) и компенсирующих выплат, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты от 03.04.2019 № 13, для исчисления надбавки за стаж работы в бюджетных организациях в стаж работы засчитываются периоды работы:

 в бюджетных организациях Республики Беларусь;

 в организациях Республики Беларусь, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций.

 Данные периоды засчитываются независимо от отраслевой принадлежности указанных организаций и занимаемых работниками должностей служащих и профессий рабочих.

 Периоды работы в коммерческих организациях, характер работы в которых аналогичен работе, выполняемой в бюджетной организации, в стаж работы в бюджетной организации не может быть засчитан.

 При этом, возможное снижение размеров отдельных выплат (например, надбавки за стаж работы в бюджетных организациях, по сравнению с повышением тарифного оклада за работу по специальности) может быть компенсировано другими стимулирующими (компенсирующими) выплатами, которые будут устанавливаться на основании нормативных правовых актов соответствующих республиканских органов государственного управления.

 В соответствии с пунктом 12 Указа Президента Республики Беларусь от 18.01.2019 № 27 снижение размеров начисленной заработной платы работников бюджетных организаций (без премии), действовавших на момент введения новых условий оплаты труда, не допускается.

 2. Какие выплаты предусмотрены для водителей?

Лукьянчикова Татьяна Анатольевна:

На водителей бюджетных организаций распространяются выплаты, устанавливаемые законодательством в централизованных размерах для работников бюджетных организаций:

 Указом Президента Республики Беларусь от 18.01.2019 № 27 – надбавка за стаж работы в бюджетных организациях, премирование, материальная помощь, единовременная выплата на оздоровление;

 постановлениями Совета Министров Республики Беларусь – например, доплата за работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни;

 Инструкцией о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премий) и компенсирующих выплат, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты от 03.04.2019 № 13 – например, доплата за каждый час работы в ночное время, доплаты за совмещение профессий рабочих, расширение зон обслуживания (увеличение объема работы), исполнение обязанностей временно отсутствующего работника.

 Также, для работников, в том числе для водителей, бюджетных организаций, подчиненных (входящих в состав) или относящихся к сфере (области деятельности) государственных органов, этими государственными органами устанавливаются перечни стимулирующих и компенсирующих выплат, а также размеры и порядок осуществления этих выплат при необходимости их единого регулирования.

 3.По каким ставка с 01.01.2020г. будет производиться почасовая оплата труда педагога: - работающего по месту основой работы и выполняющего почасовую педработу; - работающих по гражданско-правовым договорам?

Лукьянчикова Татьяна Анатольевна:

Тарифные разряды, перечень стимулирующих и компенсирующих выплат педагогическим работникам бюджетных организаций, независимо от их ведомственной подчиненности, с 01.01.2020 определены постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 03.06.2019 № 71.

 Порядок определения часовых окладов педагогических работников также относится к компетенции Министерства образования.

 Обязательства, возникающих на основе договоров, предусмотренных гражданским законодательством (в том числе гражданско-правовых договоров), не регулируются нормами трудового законодательства.

4.Медицинские работники (врачи - специалисты, средние медицинские работники ) ежемесячно выполняют работу по оказанию скорой медицинской помощи сверх продолжительности рабочего времени по основной работе до 900 часов в год согласно графика работы. Количество часов, отработанных сверх продолжительности рабочего времени по основной работе каждый месяц может быть разным в зависимости от укомплектованности, отпусков, листов нетрудоспособности и т.д. Надо ли сравнивать заработную плату медицинских работников за сверх продолжительности рабочего времени по основной работе в действующих и новых условиях труда? 2. Надо ли сравнивать заработную плату работников по совместительству (внешнему и внутреннему)?

Лукьянчикова Татьяна Анатольевна:

1. При проведении сравнительного анализа начисленной заработной платы медицинского работника в действующих условиях с заработной платой по новым условиям оплаты труда с 01.01.2020 оплата за работу, выполняемую медицинским работником сверх продолжительности рабочего времени по основной работе до 900 часов в рамках постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 02.07.2014 № 52, не учитывается.

 2. Сравнение заработной платы работников (в действующих условиях с заработной платой по новым условиям оплаты труда с 01.01.2020), заключивших трудовые договора на работу по совместительству, производится с учетом фактически отработанного времени.

 5. Необходимо ли извещать работников в связи с изменением условий оплаты труда (системы оплаты труда) с 01.01.2020 года. Если да, то какими образом и какими статьями Трудового Кодекса РБ необходимо руководствоваться ст.65 или ст.32.

Лукьянчикова Татьяна Анатольевна:

Нет. Согласно статье 19 Трудового кодекса в случае изменения законодательства о труде условия трудового договора должны быть приведены в соответствие с законодательством о труде. Таким образом, внесение изменений, связанных с вступлением в силу Указа № 27, в трудовые договоры (контракты) с работниками является приведением их в соответствие с законодательством и не является изменением существенных условий труда.

6. Наше учреждение Государственное учреждение культуры "Гродненский зоопарк". В связи с изменениями оплаты труда с 2020 года возникает ряд вопросов. В частности: 1. Хотим ввести в штатное расписание единицу методиста. Но в Постановлении министерства труда и социальной защиты РБ от 29 декабря 2001 года № 25 "Об утверждении квалификационного справочника "Должности служащих, занятых в культуре и искусстве" существует должность методист библиотеки (клубного учреждения, научно-методического центра народного творчества). Какой разряд установить по должности методист - по Постановлению Министерства культуры РБ от 13 июня 2019 года либо по пункту 2.2.2 Постановления Министерства труда и социальной защиты РБ от 03.04.2019 года №13? 2. Будет ли отменено Постановление Министерства культуры РБ от 29.09.2010 года №36 "Об определении перечня должностей работников культурно-просветительных учреждений, трудовые функции которых соответствуют основному виду деятельности данных учреждений"? 3.Как тарифицировать должность старший кассир?

Лобович Андрей Валентинович:

1. Порядок установления тарифных разрядов определен Инструкцией о порядке установления тарифных разрядов по должностям (профессиям) работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты от 03.04.2019 № 13.

 Наименование должности служащего «методист» содержится в выпуске 1 ЕКСД. Квалификационной характеристикой по должности служащего «методист» предусмотрено наличие высшего профессионального (по профилю выполняемой работы) образования, а также внутридолжностное квалификационное категорирование.

 Таким образом, тарифные разряды по должности служащего «методист» устанавливается в диапазоне в соответствии с подпунктом 1.4 пункта 1 тарифной сетки, установленной в приложении 1 к постановлению Совета Министров от 28.02.2019 № 138, с соблюдением требований подпункта 2.2.2 пункта 2 вышеуказанной Инструкции.

 2. Согласно Закону Республики Беларусь «О нормативных правовых актах» – приостановление, возобновление, продление действия, отмена и признание нормативного правового акта (его структурных элементов) утратившим силу осуществляются принявшим (издавшим) его нормотворческим органом, в данном случае Министерством культуры.

 3. Частью второй пункта 5 Общих положений, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты от 02.01.2012 № 1, определено, что наименование производной должности «старший» предусматривается для должностей специалистов (код категории – 2), по которым не установлено квалификационное категорирование.

 Выпуск 1 ЕКСД содержит квалификационную характеристику по должности другого служащего «кассир» с кодом категории – 3. Следовательно, применение производной «старший» по должности «кассир» не допускается.

7.Какой тарифный разряд применяется к должности "Главный бухгалтер группы бухгалтерского учета и финансов"?

Лукьянчикова Татьяна Анатольевна:

Должностными обязанностями квалификационной характеристики по должности «главный бухгалтер» определено, что он осуществляет постановку и ведение бухгалтерского учета в организации исходя из структуры и особенностей деятельности организации. Обеспечивает формирование учетной политики организации, подготовку и утверждение плана счетов бухгалтерского учета организации, форм первичных учетных документов в случаях, предусмотренных законодательством, формирование и своевременное представление бухгалтерской отчетности.

 Тарификация главного бухгалтера организации определена подпунктом 2.1.5 пункта 2 Инструкции о порядке установления тарифных разрядов по должностям (профессиям) работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты от 03.04.2019 № 13 – на два-четыре разряда ниже тарифного разряда, установленного по должности руководителя организации.

 В рассматриваемом случае требуется уточнить наименование должности, поскольку «группа бухгалтерского учета» это наименование структурного подразделения.

8.Добрый день, скажите пожалуйста, лаборант и лаборант 2 категории в 2020 году по каким разрядам будут квалифицироваться?

Лукьянчикова Татьяна Анатольевна:

К должности «лаборант» в разных сферах деятельности предъявляются различные квалификационные требования к уровню образования.

 Если квалификационными требованиями к должности «лаборант» предусматривается наличие среднего специального образования, то по должности «лаборант» специалисту, не имеющему квалификационной категории, устанавливается 3 тарифный разряд, по должности «лаборант» специалисту, которому в установленном порядке присвоена 2 квалификационная категория – 4 тарифный разряд.

 Если квалификационными требованиями к должности «лаборант» предусматривается наличие высшего образования, то по должности «лаборант» специалисту, не имеющему квалификационной категории, и по должности «лаборант», специалисту, которому в установленном порядке присвоена 2 квалификационная категория – устанавливаются 4 и 5 тарифные разряды соответственно.

9. Какой разряд устанавливается водителям в новых условиях оплаты. Сейчас их коэффициенты к тарифной ставке первого разряда зависят от объема двигателя автомобиля.

Лукьянчикова Татьяна Анатольевна:

С учетом тарифно-квалификационной характеристики профессии рабочего «водитель автомобиля», содержащейся в выпуске 52 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденном постановлением Минтруда и соцзащиты от 25.11.2003 № 147, водителям автомобилей следует присвоить в установленном порядке необходимые разряды в соответствии с выполняемой работой (в зависимости от того, к какой категории относится управляемое ими механическое транспортное средство).

 С 1 января 2020 г. водителям автомобилей устанавливается кратный размер базовой ставки по таблице 3 приложения к постановлению Минтруда и соцзащиты от 03.04.2019 № 13 в зависимости от разряда, соответствующего выполняемой работе, согласно характеристике работ по данной профессии.

 10. Размер стимулирующей надбавки будет устанавливаться нанимателем, она будет являться и рычагом, который не позволит снизить уровень выплачиваемой заработной платы. До какого времени ее можно не пересматривать?

Лобович Андрей Валентинович:

В соответствии с пунктом 12 Указа Президента Республики Беларусь от 18.01.2019 № 27 при совершенствовании системы оплаты труда не допускается снижение размеров начисленной заработной платы работников бюджетных организаций (без премии), действовавших на момент введения новых условий оплаты труда.

 В дальнейшем размеры стимулирующих выплат определяются в соответствии с положением, утвержденным руководителем организации.

11. В настоящее время в некоторых организациях за работу в отрасли, по коллективному договору дается день к отпуску. Стаж работы по специальности (в отрасли) с 1 января 2020 года учитываться не будет. Будет ли нарушением, если эта норма останется в коллективном договоре?

Лобович Андрей Валентинович:

В соответствии со статьей 159 Трудового кодекса работникам, имеющим продолжительный стаж работы в одной организации, отрасли, наниматель может устанавливать дополнительный отпуск за продолжительный стаж работы до 3 календарных дней.

 Порядок, условия предоставления и продолжительность этого отпуска определяются коллективным или трудовым договором, нанимателем.

 При установлении порядка и условий предоставления дополнительного отпуска за стаж работы в отрасли полагаем целесообразным в локальном правовом акте организации определить конкретный порядок исчисления указанного стажа (какие периоды и в каких организациях учитываются).

12.Остаются ли выплаты материальной помощи согласно коллективному договору на рождение ребенка, к юбилейным датам, в связи со смертью работника или близких родственников?

Лобович Андрей Валентинович:

Указом Президента Республики Беларусь от 18.01.2019 № 27 определено что размеры, порядок и условия оказания материальной помощи определяются согласно положениям, утверждаемым руководителями бюджетных организаций.

 При этом определено, что материальная помощь, как правило, оказывается в связи с непредвиденными материальными затруднениями. Таким образом, в положении об оказании материальной помощи, утвержденном руководителем бюджетной организации, могут быть предусмотрены и иные основания оказания материальной помощи.

13. Пункт 5 Указа Президента Республики Беларусь от 18.01.2019 № 27 гласит: «На выплату заработной платы, осуществление единовременной выплаты на оздоровление и оказание материальной помощи направляются средства, предусматриваемые в соответствующих бюджетах, средства, получаемые от осуществления приносящей доходы деятельности, а также средства из иных источников, не запрещенных законодательством, если иное не установлено Президентом РБ». Средства на оказание материальной помощи в размере 0,3 среднемесячной суммы окладов устанавливаются за счет всех источников или за счет средств внебюджета этот размер можно увеличить?

Лукьянчикова Татьяна Анатольевна:

Указом Президента Республики Беларусь от 18.01.2019 № 27 установлен конкретный размер средств, которые ежегодно можно направлять на оказание материальной помощи – 0,3 среднемесячной суммы окладов работников, независимо от источников их финансирования. Т.е. увеличивать установленный Указом размер средств, направляемых на материальную помощь нельзя. При этом на материальную помощь работников, содержащихся за счет бюджета, направляются средства бюджета в размере 0,3 среднемесячной суммы окладов этих работников, а на материальную помощь работников, содержащихся за счет внебюджета, направляются внебюджетные средства в размере 0,3 среднемесячной суммы окладов этих работников.

14. Может ли руководитель бюджетной организации определять какие-либо стимулирующие и компенсирующие выплаты дополнительно к тем, что установлены государственным органом?

Лобович Андрей Валентинович:

Руководитель бюджетной организации, подчиненной и (или) входящей в состав (систему) соответствующих государственных органов, а также бюджетной организации, подчиненной местным исполнительным и распорядительным органам, относящейся к сфере (области) деятельности соответствующих государственных органов, не может определять стимулирующие и компенсирующие выплаты дополнительно к тем, что установлены вышестоящим государственным органом.

 Пунктом 10 Указа Президента Республики Беларусь от 18.01.2019 № 27 установлено, что руководителями указанных бюджетных организаций определяются только размеры и порядок осуществления стимулирующих и компенсирующих выплат работникам этих бюджетных организаций, если указанные размеры и порядок не определены государственными органами, в подчинении которых они находятся (или относятся к их сфере (области) деятельности).

15. Указом Президента Республики Беларусь № 27 определено, что работникам бюджетных организаций выплачивается надбавка за стаж работы в бюджетных организациях. Будет ли устанавливаться данная надбавка внешнему совместителю бюджетной организации, если его основное рабочее место - в организации, не являющейся бюджетной?

Лобович Андрей Валентинович:

Да. Согласно нормам главы 32 Трудового кодекса совместительство – это выполнение работником в свободное от основной работы время оплачиваемой работы у того же (внутреннее совместительство) или у другого (других) нанимателя (нанимателей) (внешнее совместительство) на условиях другого трудового договора.

 Следовательно, период работы по совместительству в бюджетной организации относится к периоду работы в бюджетной организации и работнику, работающему на условиях совместительства, устанавливается надбавка за стаж работы в бюджетных организациях.

 При этом надбавка за стаж работы в бюджетных организациях будет выплачиваться пропорционально отработанному времени.

16.Какой тарифный разряд установить с 1 января 2020 года старшему кассиру?

Лукьянчикова Татьяна Анатольевна:

Частью второй пункта 5 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты от 02.01.2012 № 1, определено, что наименование производной должности «старший» предусматривается для должностей специалистов (код категории – 2), по которым не установлено квалификационное категорирование.

 Выпуск 1 ЕКСД содержит квалификационную характеристику по должности другого служащего «кассир» (код категории – 3). Следовательно, применение производной «старший» по должности «кассир» не допускается.

 Другим служащим, должности которых являются общими для всех видов экономической деятельности, в том числе кассиру, с 01.01.2020 устанавливается 2 тарифный разряд.

17. Я работаю инспектором по кадрам в учреждении образования. Возможно ли обращение в Министерство труда и социальной защиты по вопросу определения статуса конкретной организации (бюджетная организация или нет)?

Лукьянчикова Татьяна Анатольевна:

Постановлением Минтруда и соцзащиты от 03.04.2019 № 13 утверждена Инструкция о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премий) и компенсирующих выплат, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, которой определен порядок исчисления надбавки за стаж работы в бюджетных организациях.

 Пунктом 8 этой Инструкции предусмотрен порядок получения сведений о статусе организаций для зачета (незачета) периодов работы конкретным работникам в стаж работы в бюджетных организациях.

 При возникновении споров, связанных с определением стажа работы в бюджетных организациях, они рассматриваются в судебном порядке (пункт 11 Инструкции).

 Минтруда и соцзащиты не уполномочено и не обладает информацией для отнесения организаций к бюджетным организациям. Такую информацию могут иметь государственные органы, в подчинении которых находятся (находились) организации, местные исполнительные и распорядительные органы по месту расположения организаций.

 В Минтруда и соцзащиты могут направляться запросы по статусу организаций, находящихся в подчинении только этого министерства.

18. Являются ли открытые и закрытые акционерные общества (ОАО, ЗАО) бюджетными организациями?

Лобович Андрей Валентинович:

Согласно статьи 2 Бюджетного кодекса бюджетная организация – организация, созданная (образованная) Президентом Республики Беларусь, государственными органами, в том числе местным исполнительным и распорядительным органом, или иной уполномоченной на то Президентом Республики Беларусь государственной организацией для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, функционирование которой финансируется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы и бухгалтерский учет которой ведется в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным в установленном порядке для бюджетных организаций, и (или) с учетом особенностей бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с законодательством.

 Исходя из приведенной нормы, открытые и закрытые акционерные общества бюджетными организациями не являются.

 19. Подлежат ли зачету в стаж работы в бюджетных организациях с 1 января 2020 года периоды: регистрации граждан в качестве безработных в центрах занятости населения; осуществления гражданином ухода за инвалидами 1 и 2 группы с выплатой пособий территориальными управлениями социальной защиты?

Лукьянчикова Татьяна Анатольевна:

Согласно пункту 4 Инструкции о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премий) и компенсирующих выплат, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты от 03.04.2019 № 13, для исчисления надбавки за стаж работы в бюджетных организациях в стаж работы засчитываются периоды работы в организациях Республики Беларусь (бюджетных и организациях, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций).

 Учитывая изложенное, периоды регистрации в качестве безработных в региональных центрах занятости населения и осуществления ухода за инвалидами 1 и 2 групп в стаж работы в бюджетных организациях не засчитываются.

20. Согласно постановлению Минтруда от 12.01.2000 № 4 в стаж работы по специальности по решению нанимателя засчитываются периоды работы в организациях независимо от их форм собственности, если характер выполняемой работы был аналогичен работе, выполняемой в бюджетной организации.

С 1 января 2020 года в стаж работы засчитывается только периоды работы в бюджетных организациях. То есть заработная плата работника уменьшится?

Лобович Андрей Валентинович:

Нет, заработная плата работника с 01.01.2020 уменьшиться не может, так как в соответствии с пунктом 12 Указа Президента Республики Беларусь от 18.01.2019 № 27 снижение размеров начисленной заработной платы работников бюджетных организаций (без премии), действовавших на момент введения новых условий оплаты труда, не допускается.

 Таким образом, возможное снижение размеров отдельных выплат (например, надбавки за стаж работы в бюджетных организациях, по сравнению с повышением тарифного оклада за работу по специальности) должно быть компенсировано другими стимулирующими (компенсирующими) выплатами, которые будут устанавливаться на основании нормативных правовых актов соответствующих республиканских органов государственного управления.

21. Cкажите, пожалуйста, в мае 2020 года я приступаю к работе после окончания отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет. Трудовой отпуск в 2020 году мне не положен. Обязан ли наниматель выплатить мне единовременную выплату на оздоровление согласно пункту 4 Указа Президента Республики Беларусь № 27?

Лобович Андрей Валентинович:

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 18.01.2019 № 27 работникам бюджетных организаций ежегодно, как правило, при уходе в трудовой отпуск (отпуск) осуществляется единовременная выплата на оздоровление из расчета 0,5 оклада. Размеры, порядок и условия осуществления единовременной выплаты на оздоровление определяются согласно положениям, утверждаемым руководителем бюджетной организации.

 При этом полагаем, что в положении может быть предусмотрен порядок выплаты единовременной выплаты на оздоровление в различных ситуациях (например: работникам, находившимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и в связи с этим проработавшим не полный календарный год, вновь принятым работникам, работникам, не использовавшим трудовой отпуск и в других случаях).

 22. Будут ли с 1 января 2020 года включаться в стаж работы в бюджетных организациях периоды работы в организациях Департамента охраны Министерства внутренних дел, которые содержатся за счет средств, поступающих по договорам об осуществлении охранной деятельности?

Лукьянчикова Татьяна Анатольевна:

Порядок осуществления выплаты надбавки за стаж работы в бюджетных организациях определен Инструкцией о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премии) и компенсирующих выплат, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты от 03.04.2019 № 13.

 Включение периодов работы в организациях Департамента охраны, которые содержатся за счет средств, поступающих по договорам об осуществлении охранной деятельности, и не относящихся к бюджетным организациям, в стаж работы в бюджетных организациях нормами Инструкции не предусмотрено.

 23. Включается ли с 1 января 2020 года в стаж работы в бюджетных организациях время военной службы и службы в военизированных организациях Республики Беларусь?

Лобович Андрей Валентинович:

В соответствии с Инструкцией о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премии) и компенсирующих выплат, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты от 03.04.2019 № 13 для целей исчисления надбавки за стаж работы в бюджетных организациях в стаж работы засчитываются периоды работы:

 в бюджетных организациях Республики Беларусь независимо от их ведомственной подчиненности;

 в организациях Республики Беларусь, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций.

 Таким образом, периоды военной службы и службы в военизированных организациях Республики Беларусь в зачет стажа работы в бюджетных организациях не подлежат.

 Одновременно хотим отметить, что в настоящее время подготовлен проект постановления Минтруда и соцзащиты «Об изменении постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 3 апреля 2019 г. № 13», которым предусматривается, что для целей исчисления надбавки за стаж работы в бюджетных организациях в стаж работы будут засчитываться периоды военной службы (службы) в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и военизированных организациях Республики Беларусь.

 Таким образом, указанные периоды службы будут засчитываться в стаж работы в бюджетных организациях после согласования данного проекта постановления заинтересованными государственными органами, проведения юридической экспертизы и официального опубликования соответствующего постановления.

24. Включается ли в стаж работы в бюджетных организациях время работы ведущим специалистом в Администрации свободной экономической зоны «Гомель-Ратон»?

Лукьянчикова Татьяна Анатольевна:

Администрация свободной экономической зоны является юридическим лицом, которое создается Советом Министров Республики Беларусь в форме учреждения и содержится за счет средств республиканского бюджета и иных источников в соответствии с законодательством.

 Таким образом, период работы в Администрации свободной экономической зоны «Гомель-Ратон» засчитывается в стаж работы в бюджетных организациях.

25. С какой даты необходимо исчислять стаж работы в бюджетных организациях?

Лукьянчикова Татьяна Анатольевна:

Декларация Верховного Совета Республики Беларусь от 27.07.1990 № 193-XII, определившая полный государственный суверенитет Республики Беларусь, вступила в силу с 19 сентября 1991 г.

26. Как планировать фонд оплаты труда на 2020 год. 2. Как использовать экономию по 5%-му премиальному фонду, общую экономию по фонду оплаты труда. 3. Можно ли использовать новые условия оплаты труда на внебюджетных работников. 4. Чем сохранить уровень оплаты труда низкооплачиваемым категориям работников: за счет установления доплаты до минимальной заработной платы или стимулирующей надбавкой. 5. В таблице 1 Постановления №13 установлены тарифные разряды заведующим по строке 6, как установить тарифный разряд заведующей прачечной, так как данная должность отсутствует в таблице 1.

Лукьянчикова Татьяна Анатольевна:

1. Вопросы планирования фонда оплаты труда на 2020 год не относятся к компетенции Минтруда и соцзащиты.

 2. В соответствии с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 18.01.2019 № 27 на премирование направляются средства в размере 5 процентов от суммы окладов работников. Соответственно, все эти средства направляются на премирование.

 Средства, сэкономленные по фонду оплаты труда за отчетный период, можно направлять на выплату надбавок и доплат, размер которых, в соответствии с законодательством, определяет руководитель бюджетной организации.

 3. Да. В соответствии с пунктом 2 Инструкции о порядке и условиях оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты от 03.04.2019 № 13, условия оплаты труда, установленные законодательством для работников бюджетных организаций, применяются в отношении всех работников этих организаций независимо от источника их финансирования.

 4. В соответствии с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 18.01.2019 № 27 руководители бюджетных организаций наделяются полномочиями по установлению порядка и размеров стимулирующих и компенсирующих выплат за счет средств, выделенных в бюджете на оплату труда работников бюджетных организаций, а также средств, полученных от осуществления приносящей доходы деятельности, и из иных источников, не запрещенных законодательством.

 Реализация данного Указа позволит исключить для работников бюджетных организаций такой вид выплаты как доплаты до минимальной заработной платы, а поддержание уровня заработной платы работников не ниже МЗП производить за счет стимулирующих и компенсирующих выплат, в пределах средств, предусмотренных на оплаты труда (с учетом средств, выделяемых в настоящее время на доплаты до МЗП).

 5. В случае, если должность руководителя структурного подразделения не поименована в таблице 1 постановления Минтруда и соцзащиты от 03.04.2019 № 13, то тарификация руководителей структурных подразделений определяется в соответствии с подпунктом 2.1.4 пункта 2 Инструкции о порядке установления тарифных разрядов по должностям (профессиям) работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, утвержденной постановлением от 03.04.2019 № 13.

 27. Что должно включать в себя непосредственно в тексте, дополнительное соглашение к трудовым договорам, в связи с изменением условий оплаты труда работников бюджетных организаций с 1 января 2020 года? Возможно есть какие-либо разработанные образцы дополнений?

Лукьянчикова Татьяна Анатольевна:

Дополнительное соглашение к трудовым договорам, в связи с изменением условий оплаты труда работников с 1 января 2020 г. должно содержать все сведения по оплате труда работника в новых условиях – наименование и размеры видов выплат в соответствии с законодательством (оклад, стимулирующие и компенсирующие выплаты, другие выплаты в соответствии с законодательством). В случае, если размеры, порядок и условия выплат определены соответствующими положениями, это указывается в дополнительном соглашении.

 Информация сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Дополнительная информация