Russian Belarusian

НАНИМАТЕЛИ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ЗАНЯТОСТИ

 

     Просим принять к сведению данную информацию и обеспечить соблюдение законодательства о занятости РБ.

       В соответствии с абзацем девятым части первой статьи 21 Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» (в редакции Закона Республики Беларусь от 18.07.2016 № 409-З) наниматели обязаны письменно уведомлять органы по труду, занятости и социальной защите о наличии свободных рабочих мест (вакансий) в течение пяти дней со дня их образования с указанием условий труда и размера его оплаты.
Сведения о наличии свободных рабочих мест (вакансий) представляются нанимателями в органы по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов по месту нахождения свободных рабочих мест (вакансий) в электронном виде или на бумажном носителе.
Справочно. Форма сведений о наличии свободных рабочих мест (вакансий) и инструкция по их заполнению утверждены Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.11.2006 № 149.
     Исходя из норм абзаца восьмого статьи 1 Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» свободное рабочее место (вакансия) – это предусмотренная штатным расписанием должность (профессия), которая не замещена работником, состоящим в трудовых отношениях с нанимателем на основании заключенного трудового договора по данной должности (профессии).
     Таким образом, штатная единица, на которую принят работник на основании трудового договора, в том числе трудового договора о работе по внешнему или внутреннему совместительству, не является вакансией.
      Справочно. Согласно статье 343 Трудового кодекса Республики Беларусь под совместительством понимается выполнение работником в свободное от основной работы время оплачиваемой работы у того же (внутреннее совместительство) или у другого (других) нанимателя (нанимателей) (внешнее совместительство) на условиях другого трудового договора.
Вместе с тем, следует учитывать, что продолжительность рабочего времени, устанавливаемого нанимателем для работающих по совместительству, не может превышать половины нормальной продолжительности рабочего времени, за исключением случаев определенных законодательством о труде (статья 345 Трудового кодекса Республики Беларусь).
      Следовательно, при замещении вакантной должности (профессии) по совместительству, работник принимается только на 0,5 штатной единицы, а оставшиеся доли штатной единицы могут оставаться вакантными, о наличии которых наниматель обязан письменно уведомить органы по труду, занятости и социальной защите.
При этом обращаем внимание, что помимо оснований, предусмотренных Трудовом кодексом Республики Беларусь и другими законодательными актами, трудовой договор с работающим по совместительству может быть прекращен в случае приема на работу работника, для которого эта работа будет являться основной (статья 350 Трудового кодекса Республики Беларусь).
Кроме того, на практике имеют место случаи, когда штатные единицы на основании приказов распределены между работниками в виде доплат за совмещение, расширение зоны обслуживания и т.д.
Справочно. Совмещение профессий (должностей) - это выполнение работником наряду с основной работой, обусловленной трудовым договором, работы по другой профессии (должности) или обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня (рабочей смены) (статья 67 Трудового кодекса Республики Беларусь).
      Совмещение устанавливается у одного и того же нанимателя, у которого работник работает по трудовому договору без заключения нового трудового договора по совмещаемой профессии (должности). Работа выполняется на основании ранее заключенного трудового договора.
Согласно статье 9.15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (в редакции Закона Республики Беларусь от 04.01.2016 № 351-З) не уведомление органов по труду, занятости и социальной защите, несвоевременное или не в полном объеме уведомление этих органов уполномоченным должностным лицом нанимателя о наличии свободных рабочих мест (вакансий) влечет наложение штрафа в размере от пяти до двадцати базовых величин.
      Также доводим до сведения, что в соответствии с абзацем десятым части первой статьи 21 Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» наниматели обязаны информировать органы по труду, занятости и социальной защите о заполнении свободных рабочих мест (вакансий), о наличии которых в соответствии с законодательством они были уведомлены, в день заполнения.
       В случае заполнения свободного рабочего места (вакансии) и не информирования об этом органа по труду, занятости и социальной защите закрытые вакансии могут определенное время отражаться как свободные, вследствие чего соискатели работы получат не достоверную информацию.
Не редко людей вводит в заблуждение и ситуация, когда при наличии свободных рабочих мест, в ответах о принятом решении по направлениям на работу, выдаваемых гражданам органами по труду, занятости и социальной защите, наниматели указывают, что вакансии заняты, скрывая за такой формулировкой иную реальную причина отказа в приеме на работу (к примеру, рассматривается другая кандидатура, временно не осуществляется прием на работу, иногда это также может быть вызвано нежеланием обсуждать с претендентом причины, которые связаны с его компетенцией, деловыми и профессиональными качествами, и др.).
      В этой связи обращаем внимание, что указание нанимателем в ответе о принятом решении по направлению на работу причины отказа с формулировкой «нет вакансии» или «вакансия занята» рассматривается как информация о заполнении свободных рабочих мест и основание для их исключения из Банка вакансий. При выявлении в ходе проводимых органами по труду, занятости и социальной защите мероприятий в рамках осуществления надзора за соблюдением законодательства о занятости населения фактов наличия свободных рабочих мест в приведенных выше случаях к нанимателям будут применяться меры, предусмотренные действующим законодательством.
     

КОМПЕНСАЦИЯ ЗАТРАТ НАНИМАТЕЛЕЙ ЗА ОБУЧЕНИЕ РАБОТНИКОВ

Отдел государственной службы занятости управления по труду, занятости и социальной защите Волковысского районного исполнительного комитета информирует о возможности компенсации затрат за счет средств фонда социальной защиты населения, направленных на профессиональное обучение работников, подлежащих увольнению в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников. Порядок и условия такой компенсации определены в статье 18 Закона Республики Беларусь №125-З от 15 июня 2006 года «О занятости населения Республики Беларусь» и в Инструкции о порядке и условиях компенсации  органами государственной службы занятости населения затрат нанимателей, учреждений уголовно-исполнительной системы и лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Республики Беларусь на профессиональное обучение работников и лиц, привлекаемых к труду, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 ноября 2006 г. № 155.

Также обращаем внимание, что с 16 декабря 2016 г. вступило в силу постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 10 октября 2016 г. № 58 «Об утверждении Инструкции о порядке и условиях трудоустройства безработных для приобретения опыта практической работы с частичной компенсацией нанимателям затрат на оплату труда».

 Подробную информацию можно получить по телефонам 4-48-72, 4-37-50.

Участие нанимателей в обеспечении занятости населения предусмотрено главой 5 Закона Республики Беларусь от 15.06.2006 года № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь»:

Статья 20. Основные права нанимателей в области обеспечения занятости населения

Наниматели имеют право:

принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к ним, на равных условиях с гражданами, имеющими направления органов по труду, занятости и социальной защите;

получать от органов государственной службы занятости населения бесплатную информацию о состоянии рынка труда;

обжаловать решения, действия (бездействие) органов государственной службы занятости населения в вышестоящие государственные органы, иные организации (вышестоящим должностным лицам) и (или) в суд в порядке, установленном законодательством.

Статья 21. Обязанности нанимателей в области обеспечения занятости населения

Наниматели обязаны:

участвовать в проведении государственной политики в области содействия занятости населения на основе соблюдения законодательства о труде, условий трудовых договоров, коллективных договоров, соглашений; оказания помощи в трудоустройстве, не допуская установления дискриминационных условий, ограничивающих гарантии реализации права на труд, профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации; предоставления сверх установленной законодательством дополнительной материальной помощи высвобождаемым работникам за счет собственных средств, если это предусмотрено локальными нормативными правовыми актами или трудовым договором; обеспечения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников; соблюдения установленной брони для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда;

своевременно (не позднее чем за три месяца) представлять в органы по труду, занятости и социальной защите и профсоюз письменную информацию о возможных массовых высвобождениях работников (категории и численность работников, которых они могут коснуться, сроки, в течение которых намечено их осуществить), производимых в порядке, установленном законодательством. Критерии массового высвобождения работников определяются Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь;

не менее чем за два месяца до высвобождения работников в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников письменно уведомлять об этом органы по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения нанимателя с указанием фамилии, профессии (специальности), квалификации и размера оплаты труда высвобождаемых работников;

принимать на работу граждан, направленных органами по труду, занятости и социальной защите в счет брони, установленной в соответствии со статьей 11 настоящего Закона;

принимать на работу выпускников, которым место работы предоставлено путем распределения (перераспределения) или направления (последующего направления) на работу;

создавать рабочие места (в том числе специализированные для лиц с ограниченной трудоспособностью) для трудоустройства граждан, указанных в статье 11 настоящего Закона. Минимальное количество таких рабочих мест устанавливается местными исполнительными и распорядительными органами или специальными государственными программами;

создавать рабочие места для трудоустройства работников, получивших инвалидность в результате увечья, профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей у данного нанимателя;

письменно уведомлять органы по труду, занятости и социальной защите о наличии свободных рабочих мест (вакансий) в течение пяти дней со дня их образования с указанием условий труда и размера его оплаты. При этом нанимателям запрещается указывать дискриминационные условия в сведениях об имеющихся свободных рабочих местах (вакансиях);

информировать органы по труду, занятости и социальной защите о заполнении свободных рабочих мест (вакансий), о наличии которых в соответствии с законодательством были уведомлены органы по труду, занятости и социальной защите, в день заполнения;

предоставлять оплачиваемые общественные работы безработным и гражданам, ищущим работу, в соответствии с перечнями общественных работ, утвержденными местными исполнительными и распорядительными органами;

осуществлять контроль за ежедневной явкой на работу обязанных лиц, трудоустроенных по судебному постановлению органами по труду, занятости и социальной защите, а также информировать органы по труду, занятости и социальной защите, суд, исполняющий судебное постановление или исполнительную надпись нотариуса, органы внутренних дел о систематической неявке на работу этих лиц, если исчерпаны все меры по обеспечению их явки на работу и выполнения ими трудовых обязанностей;

перечислять обязательные страховые взносы в государственный фонд содействия занятости.

 

При приеме на работу гражданина, направленного органом по труду, занятости и социальной защите, наниматель в пятидневный срок возвращает в орган по труду, занятости и социальной защите направление с указанием дня приема гражданина на работу.

В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного органом по труду, занятости и социальной защите, уполномоченное должностное лицо нанимателя в направлении органа по труду, занятости и социальной защите делает отметку о дне явки гражданина и причине отказа ему в приеме на работу, заверяет ее личной подписью и печатью организации и возвращает направление гражданину.

 

Не допускается отказ нанимателя в приеме на работу обязанных лиц, направленных по судебному постановлению органами по труду, занятости и социальной защите для трудоустройства.

 

Ликвидация рабочих мест, созданных по заданию местных исполнительных и распорядительных органов для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, осуществляется по согласованию с указанными органами.

 

Согласно  статья 18.Закона Республики Беларусь от 15.06.2006 года № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь»:

Органы по труду, занятости и социальной защите могут полностью или частично компенсировать нанимателям затраты на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации:

работников, находящихся под угрозой увольнения;

работников из числа граждан, уволенных с последнего места работы в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников;

работников, впервые нашедших работу;

обязанных лиц;

работников, имевших до приема на работу длительный перерыв в работе (более 12 месяцев).

 

Органы по труду, занятости и социальной защите могут полностью или частично компенсировать учреждениям уголовно-исполнительной системы и лечебно-трудовым профилакториям затраты на профессиональную подготовку лиц, привлекаемых к труду администрацией этих организаций и не имеющих профессии, в период их пребывания в учреждениях уголовно-исполнительной системы и нахождения в лечебно-трудовых профилакториях.

 

Порядок и условия компенсации органами по труду, занятости и социальной защите нанимателям, учреждениям уголовно-исполнительной системы и лечебно-трудовым профилакториям затрат на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников и лиц, привлекаемых к труду, а также возмещения органам по труду, занятости и социальной защите затрат на переподготовку и повышение квалификации лиц, указанных в части шестой настоящей статьи, определяются Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь.