Russian Belarusian

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

о содержании территории, зданий и сооружений в зимний период

Требованиями Закона Республики Беларусь «Об охране труда», а также Трудового кодекса Республики Беларусь предусмотрено, что работодатель (наниматель) обязан обеспечить безопасность при эксплуатации территории, производственных зданий (помещений), сооружений.

В 2018 году в организациях различной формы собственности недостатки в обеспечении безопасности при эксплуатации территории, производственных зданий (помещений) повлекли 10 несчастных случаев, приведших к тяжелым производственным травмам. За 10 месяцев 2019 года по причине неудовлетворительного технического состояния зданий, сооружений, территории 1 человек погиб и 3 получили тяжелые производственные травмы.

Так, 22.03.2019 из-за неудовлетворительного технического состояния элементов здания ОАО «Лядно» (Витебская обл.) упавшей створкой распашных ворот смертельно травмирован животновод.

06.03.2019 из-за наличия на поверхности пола здания коровника МТФ «Морино» филиала «Азот Агро» (Гродненская обл.) неровностей в виде выбоин тяжелую производственную травму получила ветеринарный врач.

Незакрепленные края листов линолеума послужили причиной несчастного случая, происшедшего 19.04.2019, приведшего к тяжелой производственной травме медицинской сестры УЗ «Дятловская центральная районная больница» (Гродненская обл.).

Не проведение в зимнее время противогололедных мероприятий с очисткой территории от снега и льда и отсутствие освещения территории в ночное время послужило причиной тяжелого травмирования 21.01.2019 сторожа ОАО «Белыничский райагропромтехснаб» (Могилевская обл.).

В связи с приближением зимнего периода и в целях профилактики и недопущению подобных случаев травмирования работающих Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты полагает целесообразным рекомендовать республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам довести данное информационное письмо до сведения заинтересованных и потребовать от руководителей подчиненных (расположенных на подведомственной территории) организаций:

обеспечить содержание территории в чистоте и порядке, не загромождать и не использовать проходы и проезды для хранения готовой продукции, отходов производства, строительных материалов и тому подобного;

очищать дороги, тротуары, проезды и проходы от снега и льда с проведением противогололедных мероприятий;

разработать и установить на видных местах, в том числе перед въездом на территорию организации, схемы движения транспорта. Определить приказом руководителя организации скорость движения транспортных средств по территории, с учетом вида и типа транспорта, состояния транспортных путей, интенсивности движения транспорта и других условий;

оборудовать для прохода людей на территорию организации проходные или калитки. Не допускать проход людей через ворота, предназначенные для движения транспорта;

въездные ворота на территорию либо в здания организации оборудовать устройствами, обеспечивающими их фиксацию в открытом положении. Обеспечить открытие створчатых ворот для въезда на территорию организации и выезда из нее внутрь территории организации.

При использовании территории, здания, помещения, сооружения несколькими работодателями, оформлять письменное соглашение об обязанности по обеспечению ими требований по охране труда. В случае аренды здания (изолированных помещений, их частей) разграничивать обязанности между собственником здания и арендатором по осуществлению его технического обслуживания.

В случае необходимости проведения работ по очистке крыш, карнизов зданий и сооружений от снега и льда:

выполнение работ на крыше зданий производить по наряду-допуску на производство работ повышенной опасности и под руководством лица, ответственного за безопасное проведение этих работ;

осмотр, очистку кровель производить при благоприятных погодных условиях с соблюдением требований безопасности. К осмотру и очистке кровель привлекать лиц, допущенных к выполнению работ на высоте;

к работам по очистке крыш, карнизов зданий и сооружений от снега и льда, выполняемым на высоте, в том числе при использовании телескопической вышки (гидроподъемника), допускать работников не моложе 18 лет, прошедших в установленном порядке медицинский осмотр, обучение безопасным методам и приемам работы, инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда при выполнении работ на высоте;

работников, занятых на работах по очистке крыш, карнизов зданий и сооружений от снега и льда, обеспечить необходимыми средствами индивидуальной защиты, в т.ч. защитными касками, а при выполнении работ на высоте – средствами индивидуальной защиты от падения с высоты;

не допускать выход на крышу в гололед или при скорости ветра 15 м/с и более, перемещение по крыше здания с уклоном более 20 градусов без предохранительного пояса и страхующего троса, прикрепленного к надежной опоре, а также работу на крыше одного работающего;

при изменении погодных условий с ухудшением видимости, при гололеде, сильном ветре, снегопаде, работы на высоте и открытом воздухе, выполняемые непосредственно с конструкций, перекрытий, оборудования и тому подобного, прекратить, а работающих вывести с места работы;

очистку от снега крыш всех конструкций производить только деревянными или пластмассовыми лопатами, начиная от конька к карнизу равномерно, не допуская перегрузки от снега отдельных участков кровли, при этом на ногах у работающего должна быть валяная или резиновая обувь;

не допускать применение металлического инструмента для скалывания льда, образовавшегося на отдельных участках крыши (в настенном желобе, у лотков перед водосточными трубами, в самих лотках и других местах) и не начинать очистку кровли от снега с краев;

наледи и сосульки, свисающие с карнизов, козырьков зданий, своевременно сбивать, используя специальные приспособления (крючки), с автогидроподъемников, автовышек и тому подобное. Не допускать свешивания работающего с крыши здания при сбивании наледей и сосулек;

внизу места производства работ по очистке крыши зданий от снега, сосулек и наледей ограждать, а проход для пешеходов и проезд для транспортных средств на время проведения работ закрывать;

опасные зоны возможного падения снега и льда ограждать с трех сторон инвентарными решетками, щитами, веревкой с красными флажками (сигнальной лентой). Ограждение размещать на расстоянии не менее 6 м от здания при его высоте до 20 м, при высоте от 20 до 40 м - не менее 10 м. В случае необходимости сбрасывания снега с крыш зданий высотой более 40 м размер ограждаемой зоны увеличить пропорционально;

до ограждения зоны возможного падения снега и льда на тротуаре выставлять дежурного в сигнальном жилете и защитной каске, снабженного свистком для предупреждения пешеходов и сигнализации работающим на крыше;

дверные проемы со стороны, очищаемой от снега кровли, запирать или внутри лестничных клеток, арок, ворот выставлять дежурных для предупреждения людей об опасности. В случае невозможности запереть дверь выхода из здания, сооружения в сторону очищаемой кровли сделать навес до границы опасной зоны для защиты пешеходов;

не сбрасывать снег на электрические, телефонные и другие провода, антенные вводы, оттяжки контактной сети, а также на деревья, кустарники, находящиеся внизу киоски, автомашины и прочее;

при очистке крыш не касаться электропроводов, телевизионных антенн, световых реклам и других установок, могущих вызвать поражение электрическим током;

сбрасывать снег с крыш только в дневное время. В случае необходимости проведения этих работ в вечернее или ночное время место работы и подходы к нему хорошо освещать;

уборка больших наледей с карнизных участков кровель, не имеющих специальных обогревающих устройств, производить при помощи пара из шланга и других приспособлений с соблюдением мер предосторожности против ожогов и падения с крыши;

по окончании работ, а также во время перерыва в работе инструменты и другие предметы с крыши убирать, при этом не сбрасывать их с крыши;

при выполнении работ с использованием телескопической вышки (подъемника) обеспечить наличие зрительной связи между находящимся в корзине (люльке) работником и водителем. При невозможности обеспечения такой связи у вышки должен находиться другой работник, передающий водителю команды на подъем или спуск корзины (люльки);

работающему с телескопической вышки (подъемника) находиться в защитной каске стоя на дне корзины (люльки), закрепившись стропом предохранительного пояса за ее ограждение;

машинистам при нахождении в рабочей зоне подъемника одевать защитные каски, а при выполнении работ в местах возможного движения транспортных средств – сигнальные жилеты или специальную одежду со вставками из сигнальных или светоотражающих тканей;

не допускать эксплуатацию подъемника на высоте 10 м при скорости ветра 10 м/с и более, при затрудненной видимости и температуре окружающей среды ниже указанной в его паспорте.

Полагаем целесообразным потребовать от руководителей подчиненных (расположенных на подведомственной территории) организаций, используя представленную информацию, провести внеплановый инструктаж с работниками.

Информация о случаях аварийности и травматизма

при эксплуатации грузоподъемных кранов в 2018 году

 

В течение 2018 года по информации, поступившей в Госпромнадзор, на предприятиях (организациях) Республики Беларусь при эксплуатации грузоподъемных кранов произошло 17 несчастных случаев, в том числе
2 случая со смертельным исходом, 2 аварии и 3 инцидента.

Анализ материалов расследований несчастных случаев, аварий
и инцидентов, связанных с эксплуатацией грузоподъемных кранов, показывает, что причины большинства из них носят организационный характер и связаны с действием (бездействием) должностных лиц
и обслуживающего персонала:

допуск к управлению и обслуживанию грузоподъемных кранов
в качестве крановщиков и стропальщиков персонала, не имеющего соответствующей выполняемой работе квалификации;

невыполнение должностными лицами, ответственными
за безопасное производство работ кранами, обязанностей по организации ведения работ в соответствии с технологическими регламентами,
по обеспечению контроля выполнения крановщиками и стропальщиками производственных инструкций и технологических регламентов;

нарушения машинистами кранов требований безопасности в части осуществления работы крана при отсутствии схем строповки груза,
при нахождении людей в опасной зоне работы кранов (в кузове автомашины, между перемещаемым грузом и оборудованием, при выполнении не связанных с перемещением грузов работ), при строповке грузов работником, не имеющим удостоверения стропальщика;

нарушения стропальщиками схем строповки грузов, применение неисправных приспособлений для грузоподъемных операций.

В ряде случаев причинами происшествий явились умышленное выведение из строя приборов и устройств безопасности грузоподъемных кранов, а также неудовлетворительное техническое состояние подъемных сооружений.

Основными выявляемыми при этом нарушениями промышленной безопасности являются:

отсутствие или неудовлетворительное функционирование производственного контроля (надзора) за безопасной эксплуатацией грузоподъемных механизмов;

СПРАВОЧНО: Извлечение из статьи 26 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 года «О промышленной безопасности»:

Субъект промышленной безопасности обязан:

…осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на эксплуатируемых субъектом промышленной безопасности опасных производственных объектах
и (или) потенциально опасных объектах….

несоблюдение технологических регламентов, безопасных приемов работы при эксплуатации грузоподъемных кранов;

СПРАВОЧНО: Извлечения из Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь
от 28 июня 2012 г. № 37 (далее – Правила):

пункт 414. При работе крана не допускаются:

…нахождение людей под грузом, перемещаемым грузоподъемным краном, под стрелой при ее подъеме и опускании;

нарушение проектов производства строительно-монтажных работ, технологических карт складирования грузов, погрузки и разгрузки транспортных средств и других технологических регламентов.

несоблюдение порядка назначения специалистов, ответственных
за безопасную эксплуатацию, и допуска обслуживающего персонала;

СПРАВОЧНО: Извлечения из Правил:

пункт 374. Руководители организаций и индивидуальные предприниматели - владельцы кранов, грузозахватных приспособлений, крановых путей, а также руководители организаций и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие краны, обязаны обеспечить лично или организовать содержание их в исправном состоянии и безопасные условия работы.

В этих целях должны быть:

назначены приказом по организации специалист по надзору
за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, грузозахватных приспособлений и тары, специалист, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, и лица, ответственные за безопасное производство работ кранами…

пункт 381. Для управления грузоподъемным краном, подлежащим регистрации в Госпромнадзоре, владелец обязан назначить машиниста (крановщика). В случаях, предусмотренных эксплуатационной документацией, а также при необходимости, исходя из условий работы, владелец обязан назначить помощника машиниста (крановщика).

Для выполнения работ по строповке грузов должны быть назначены стропальщики.

несоблюдение порядка периодических осмотров, обслуживания
и ремонта грузоподъемных механизмов;

СПРАВОЧНО: Извлечения из Правил:

пункт 374. Руководители организаций и индивидуальные предприниматели - владельцы кранов, грузозахватных приспособлений, крановых путей, а также руководители организаций и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие краны, обязаны обеспечить лично или организовать содержание их в исправном состоянии и безопасные условия работы.

В этих целях должны быть:

…установлен порядок периодических осмотров, технического обслуживания и ремонта кранов, крановых путей, грузозахватных приспособлений и тары;…

несоблюдение порядка применения съемных грузозахватных приспособлений и тары;

СПРАВОЧНО: Извлечения из Правил:

пункт 374. Порядок осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары определяется их владельцем.

…Выявленные в процессе осмотра поврежденные съемные грузозахватные приспособления и тара должны изыматься из работы.

пункт 419. Эксплуатация грузоподъемных кранов не допускается:

…при отсутствии съемных грузозахватных приспособлений и тары, соответствующих массе и характеру перемещаемых грузов, или их неисправности;…

эксплуатация грузоподъемных кранов с неисправными приборами и устройствами безопасности.

СПРАВОЧНО: Извлечения из Правил:

пункт 414. При работе крана не допускаются:

…работа при отключенных или неисправных приборах безопасности

пункт 419. Эксплуатация грузоподъемных кранов не допускается:

…при выявлении неисправностей приборов и устройств безопасности…

 

Несчастные случаи

 

15.01.2018 в 9 часов 7 минут на сильвинитовой обогатительной фабрике (СОФ) 4-го РУ ОАО «Беларуськалий» (главная технологическая эстакада трубопроводов) при подъеме автомобильным краном КС-55727-1 (владелец - ООО «Сотранс») металлических связей общим весом около 150 кг произошло зацепление груза за конструкции эстакады, обрыв текстильного ленточного стропа, с использованием которого производился подъем груза, из-за возникшего при этом превышения предельно допустимого значения разрывного усилия стропа. В результате последовавшего падения с высоты около 6 метров металлических связей были причинены травмы монтажнику технологического оборудования
и связанных с ним конструкций ООО «Пассат», выполнявшему в опасной зоне работы крана операции по подготовке к монтажу оборудования,
не связанные с подъемом груза.

07.02.2018 в 23 часа 45 минут на строительном объекте «Жилой комплекс повышенной этажности со встроенными помещениями
по ул. Правды, 2-ая очередь» в г. Витебске произошел несчастный случай при выполнении работ по монтажу вентиляционного блока, который
в нарушение технологии строительства опускался с использованием башенного крана QTZ 80КС (принадлежащего структурному подразделению «Строительное управление № 232» ОАО «Жилстрой»,
г. Витебск) с 13-го на 4-ый этаж через технологические отверстия
в междуэтажных перекрытиях. При этом, в нарушение схемы строповки, было применено большое количество наращиваемых строп. В результате разъединения строп произошло падение вентиляционного блока, которым был травмирован бетонщик СП «Строительное управление №232»
ОАО «Жилстрой», находившийся на уровне 6-го этажа строящегося здания.

19.02.2018 в 15 часов 40 минут на заготовительно-механическом участке цеха производства подвижного состава Совместного закрытого акционерного общество «Могилевский вагоностроительный завод» при выполнении технологической операции по перемещению листа металла (длина 6 м), строповка которого была произведена без соблюдения указанной в технологическом процессе схемы, произошло изгибание листа металла и соскальзывание одного из захватов съемного грузозахватного приспособления 2СЦ-2,8Т/2000, приведшее к падению листа металла. При падении лист металла задел электросварщика (смежная профессия стропальщик), нанеся ему тяжелую травму.

23.03.2018 в 9 часов 40 минут в цехе кузнечно-прессового производства ОАО «Белкард» (г. Гродно) при выгрузке облоя (отходы кузнечно-прессового производства) из металлической тары в кузов автомобиля МАЗ с использованием мостового крана КМ-10 произошел несчастный случай с грузчиком-стропальщиком транспортного цеха.
При опрокидывании металлической тары с загруженным в нее облоем общим весом около 3,5 тонн произошел удар в передний борт кузова автомобиля, в результате чего автомобиль пришел в движение, двигатель завелся, а перемещающейся вдоль кузова тарой был тяжело травмирован находящийся в кузове грузчик-стропальщик.

29.04.2018 в 14 часов 50 минут произошел несчастный случай, приведший к тяжелой производственной травме арматурщика общества
с ограниченной ответственностью «Паритекс» (г. Минск), который
без согласования с производителями работ перелез через сигнальное ограждение и зашел в опасную зону работы башенного крана с целью забрать заготовленную ранее арматуру, которая находилась на бетонной плите возле строящегося здания. В это время машинист крана, осуществив с помощью крана подачу утеплителя на уровень 14-го этажа возводимого здания, производил подъем освобожденной от груза крюковой подвески
с 2-ветвевым стропом, одна из ветвей которого зацепилась за поддон
с утеплителем, что привело к падению пачки утеплителя на арматурщика, находившегося в зоне производства работ краном.

18.06.2018 в 9 часов 00 минут на объекте «Многофункциональный комплекс в границах просп. Победителей – ул. Ратомской (Браславской) –
ул. Тимирязева в г. Минске. Жилой дом № 11. 2-ая очередь строительства» тяжело травмирован стропальщик ООО «ТАПАС ПЛЮС», производивший на высотной отметке около 12 метров работы
по установке арматурных штырей в технологические отверстия внутренних стен лифтовой шахты с рабочей площадки, подвешенной
на крюк башенного крана и находящейся во время выполнения работ выше уровня технологических отверстий. Не удержавшись
на поверхности рабочей площадки, стропальщик упал в шахту лифта, получив при этом многочисленные травмы.

20.06.2018 в 12 часов 00 минут после демонтажа и замены погружного насоса при подготовке к монтажу последней секции водоподъемной трубы с крепящимся к ее верху оголовком, подвешенных на крюк автомобильного крана КС-3577-4 и подведенных к месту выполнения работ, произошел обрыв и падение оголовка. При падении оголовка с восьмиметровой высоты был тяжело травмирован электрогазосварщик ПК имени В.И. Кремко (Гродненский район), находившийся в опасной зоне работы крана и производивший в этот момент осмотр фланца водоподъемной трубы в колодце артезианской скважины.

29.06.2018 в 16 часов 10 минут на строительном объекте «Строительство жилого района с инженерно-транспортной инфраструктурой и объектами социально гарантированного обслуживания населения в деревне Копище Боровлянского сельсовета Минского района. Микрорайон № 11.5 очередь строительства. Жилой дом № 11.5
по генплану» при производстве работ по монтажу башенного крана
КБ – 405.1А, принадлежащего ОАО «122 УНМР», г. Минск, в результате нарушения указаний инструкции по монтажу крана произошел подхват грузовым канатом и сбрасывание датчика угла подъема стрелы
(вес около 7 кг) с площадки обслуживания (отметка 36 метров). Упавшим датчиком был смертельно травмирован монтажник строительных машин
и механизмов ОАО «122 УНРМ».

09.07.2018 в 13 часов 20 минут на объекте строительства «Реконструкция участка тепловой сети от ТК-1 до ЦТП-1 по бульвару Непокоренных в г. Могилеве» при перемещении щита опалубки стреловым самоходным краном КС-55727-7, принадлежащим филиалу «Строительное управление Могилевской ТЭЦ-2» республиканского унитарного предприятия «Белэнергострой» концерна «Белэнерго»,
г. Могилев, строповка которого была произведена не имеющим профессии «стропальщик» работником с использованием неисправного 4-х ветвевого стропа (отсутствие замков на крюках), произошло расцепление крюка
с грузом и его падение на находящегося в опасной зоне монтажника технологического оборудования, получившего тяжелые травмы.

При расследовании указанного несчастного случая также установлено, что автомобильный кран КС-55727-7 находился
в неисправном состоянии, его эксплуатация запрещена в 2017 году
по причине не проведения полного технического освидетельствования.

Подробнее...

Информационное письмо

о производственных травмах органов зрения

В 2016 году из-за произошедших на производстве несчастных случаев травмы органов зрения получили 42 работника, один из которых погиб, а 41 получил тяжелую производственную травму. За 5 месяцев 2017 года в результате несчастных случаев, приведших к тяжелой производственной травме органов зрения, пострадало 7 человек.

Несмотря на то, что абсолютное число тяжелых производственных травм в общей структуре производственного травматизма невелико (около 7 процентов), однако они имеют очень тяжелые последствия. Большинство из полученных травм органов зрения впоследствии ведут к потере остроты зрения, и, как следствие, к инвалидности.

Нормальное зрение делает жизнь полноценной, яркой, обеспечивает овладение любыми профессиональными навыками. Нарушение зрения ограничивает возможности человека и на производстве и в быту.

Возраст 42,9 процента потерпевших составляет от 31 до 50 лет. Значительное число травм, повлекших повреждения глаз приходится на молодых работников. Более 30 процентов потерпевших не достигли 30 летнего возраста.

Наибольшее количество случаев зафиксировано у лиц, занятых обработкой металла (слесари, станочники, литейщик и др.). При этом чаще всего травмирование отмечено у работников, обрабатывающих металл ручным способом при выполнении ими немеханизированных операций.

Около 50 процентов повреждения глаз приходится на организации, подчиненные Министерству промышленности Республики Беларусь и организации сельскохозяйственной отрасли.

Анализ документов специального расследования несчастных случаев, происшедших в 2016 году и в истекшем периоде 2017 года несчастных случаев показывает, что основными их причинами являются невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда и нарушение потерпевшими трудовой дисциплины, требований нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных актов по охране труда, что составляет 38 процентов от общего количества установленных причин.

Кроме того, несчастные случаи стали следствием несовершенства, несоответствия технологического процесса требованиям по охране труда, а также эксплуатации технически неисправных машин, механизмов, оборудования, оснастки, инструмента, транспортных средств.

Так, 18.08.2016 гражданин Украины, заключивший с ОДО «ЭкоМера» (г. Минск) гражданско-правовой договор на выполнение работ по раскряжевке древесины, обслуживанию пилорамы, торцовке и увязке пакетов, поднося заготовки к деревообрабатывающему станку ЦМД-200, был смертельно травмирован вылетевшим из него куском щепы, который попал ему в левый глаз. Специальным расследованием установлено, что  деревообрабатывающий станок эксплуатировался с технической неисправностью. В его верхней защитной крышке имелось отверстие, через которое и произошел вылет куска щепы, травмировавшей потерпевшего.

Лицом, допустившим эксплуатацию технически неисправного станка определен директор данной организации.

27.06.2016 слесарь-ремонтник филиала «Белкартон» ОАО «Управляющая    компания   холдинга «Белорусские обои» (Пуховичский р-н) выполняя работу по устранению неисправности машины просекально-вырубальной БПВ-160,  получил проникающую рану глазного яблока с инородным телом левого глаза. Специальным расследованием установлено, что технологическая документация, содержащая требования безопасности при проведении работ по наладке, техническому обслуживанию и ремонту машины БПВ-160, в организации не разработана. Кроме того, потерпевший был допущен к выполнению данных работ, не имея соответствующей профессиональной подготовки и квалификации, не пройдя в установленном порядке обучение, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда и не будучи обеспеченным необходимыми средствами индивидуальной защиты (защитными очками).

Лицами, допустившими нарушения определены директор, главный инженер и мастер смены.

16.06.2016 из-за отсутствия со стороны прораба контроля за безопасным выполнением работ по разбитию железобетонного перекрытия с использованием пневматического отбойного молотка тяжелую производственную травму глаза получил монтажник строительных конструкций филиала Солигорского монтажного управления ОАО «Промтехмонтаж». Потерпевший в момент несчастного случая не применял, выданные ему средства индивидуальной защиты органов зрения.

Подробнее...

  

Информационное письмо

о несчастных случаях, происшедших при выполнении

погрузочно-разгрузочных работ

 

Погрузочно-разгрузочные работы – совокупность операций по перемещению груза, изменения его положения в пространстве, не вызывающих при этом изменений физических свойств и качества груза.

От уровня организации погрузочно-разгрузочных работ зависит не только их производительность, но и безопасность.

Выполнение погрузочно-разгрузочных работ относится к числу работ с повышенной опасностью. Соответственно, к их выполнению должны допускаться лица, прошедшие в установленном порядке медицинский осмотр, обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда. Кроме того,  при их проведении необходимо обеспечивать организацию производственных процессов с учетом требований законодательства.

Однако на практике, как со стороны должностных лиц организаций, так и самих работников, выполняющих погрузочно-разгрузочные работы, вышеуказанные требования зачастую не соблюдаются. Со стороны работодателей не всегда обеспечивается эффективный контроль за применением работниками безопасных приемов в работе, выполнением требований, изложенных в правилах и инструкциях по охране труда, а также правильным использованием средств индивидуальной защиты. В том числе, не единичны случаи, когда к выполнению таких работ привлекают работников, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда.

Указанные нарушения требований безопасности приводят к случаям производственного травматизма с тяжелыми последствиями.

По оперативным данным Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Департамент) около 7 процентов от общего числа потерпевших в результате несчастных случаев с тяжелыми последствиями, зарегистрированных в 2016 году, получили травмы при выполнении погрузочно-разгрузочных работ.

Анализируя материалы завершенных специальных расследований несчастных случаев с тяжелыми последствиями, происшедших в 2016 году при выполнении указанных работ, необходимо отметить, что неисполнение руководителями и специалистами, а также самими потерпевшими обязанностей по охране труда носит массовый характер. Также установленные обстоятельства и причины происшедших несчастных случаев с тяжелыми последствиями в организациях свидетельствуют об отсутствии должного внимания к соблюдению технологии производства погрузочно-разгрузочных работ.

Так, 3 июля 2016 г. при выполнении работ по разгрузке лесоматериала из железнодорожного вагона при помощи гидроманипулятора, в результате обрушения бревна смертельно травмирован водитель автомобиля ООО «РадиалТрейдт» (Витебская область).

Причинами несчастного случая явились:

неудовлетворительная организация погрузочно-разгрузочных работ;

допуск потерпевшего к выполнению работ без инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда;

отсутствие локального нормативного правового акта по охране труда, регламентирующего порядок выполнения работ по выгрузке лесоматериала из железнодорожных вагонов.

Лицом, допустившим нарушения актов законодательства о труде и об охране труда, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных правовых актов, по результатам специального расследования определен заместитель директора ООО «РадиалТрейдт».

В результате воздействия падающей балки 23 июля 2016 г. был смертельно травмирован стропальщик филиала Минского завода технологических металлоконструкций ОАО «Промтехмонтаж» (г. Минск).

Проведенным специальным расследованием установлено, что причинами несчастного случая явились:

неудовлетворительное содержание рабочих мест в части загромождения проходов в цехе для рабочего, управляющего краном с пола;

Подробнее...

Сельское хозяйство

 

Пострадало

Всего

Со смертельным исходом

С тяжелым исходом

2015 год

2016 год

2015 год

2016 год

2015 год

2016 год

23

30

4

4

19

26

1. 9 января 2016 года около 11.20 при перегонке из  накопителя в доильный цех был прижат коровой к металлической конструкции ворот и получил тяжелую травму правого плеча 37-летний животновод УСП «Порозовский» Свислочского района Каминский Валерий Геннадьевич.

2. 8 февраля 2016 года около 12.00 при накачивании собранного колеса вырвавшимся стопорным кольцом получил тяжелую травму 55-летний водитель автомобиля СПК «Ошмянский рассвет» Турновский Валентин Тадеушевич.

3. 10 февраля 2016 года около 10.00 при резке металлоконструкции упавшей часть  получил тяжелую травму левой ноги 42-летний тракторист-машинист СПК имени Деньщикова Гродненского района Тимощенко Сергей Владимирович.

4. 12 февраля 2016 года около 13.45 при снятии колеса со ступицы автомобиля МАЗ в результате разрыва замочного кольца получил тяжелую травму слесарь по ремонту автомобилей ОАО «Гродноагроспецавтотранс» г.Гродно Жабинский Олег Михайлович.

5. 15 февраля 2016 года около 11.15 при замене внутреннего заднего колеса автомобиля МАЗ вылетевшим стопорным кольцом обода получил тяжелую травму головы 53-летний водитель СПК «Мостовчанка» Мостовского района Жук Леонид Станиславович.

6. 25 февраля 2016 года около 14.03 на территории МТФ «Ендриховцы-Комплекс» при измельчении соломы на корма в сенажной яме упал, ударился головой о бетонный пол ямы и от полученной травмы скончался  50-летний полевод КСУП «Племзавод «Россь» Волковысского района Севец Лилия Чеславовна (кормоизмельчитель «Джон-Дир» задел ее задним фонарем).

7. 12 марта 2016 года около  14.15 в мастерской д.Полоная при ремонте ковша погрузчика «Амкодор 332С», демонтированного и установленного на металлическую подставку, произошло падение этого ковша, в результате чего получил тяжелую травму правой ноги 55-летний тракторист-машинист СПК «Маяк-Заполье» Кореличского района Хвасько Ивано Иванович.

Подробнее...

Перечень пострадавших

на производстве с тяжкими последствиями в Гродненской области

за январь-декабрь 2016 года

 (всего пострадавших – 91, в т.ч. 16 – со смертельным исходом,

6 – в состоянии алкогольного опьянения)

 

п/п

Количество пострадавших в районе (городе), в т.ч. в состоянии алкогольного опьянения (алк.) и групповые случаи в т.ч.

 последствиями ный состав с целью

Краткая информация о несчастном случае,

в т.ч. наименование организации,

Ф.И.О. (возраст) и должность потерпевшего

Берестовицкий район

1

1

Ч

26 января 2016 года около 10.20  на территории ООО «АВЮС» Берестовицкого района при разгрузке пиломатериала с прицепа автомобиля был смертельно травмирован 26-летний водитель автомобиля  ОАО «БиоЭкоРесурс» Берестовицкого района Нюнько Вадим Станиславович

2

2

К

5 апреля 2016 года около 14.30  при перегоне свиней из моечного зала в секции для опороса, открывая калитку  моечного комплекса, оказалась на их  пути, в результате чего получила тяжелую травму (оскольчатый перелом правого бедра) 39-летний оператор свиноводческого комплекса СПК «Тетеревка» Берестовицкого района Вистяк Елена Николаевна.

3

3

К

9 сентября 2016 года около 16.30  после разгрузки картофеля из бункере, не заглушив трактор Беларус-952 и не выключив прицепной картофелеуборочный комбайн Е-686, в процессе осмотра залез на наклонную горку ботваудаления, где попал между вторым сепарирующим транспортером и вальцем ботваудаления и получил смертельную травму 52-летний тракторист-машинист СПК имени Воронецкого Берестовицкого района Толочко Иосиф Иванович.

Волковысский район

4

1

К

25 февраля 2016 года около 14.03 на территории МТФ «Ендриховцы-Комплекс» при измельчении соломы на корма в сенажной яме упал, ударился головой о бетонный пол ямы и от полученной травмы скончался  50-летний полевод КСУП «Племзавод «Россь» Волковысского района Севец Лилия Чеславовна (предположительно кормоизмельчитель «Джон-Дир» задел ее задним фонарем)

5

2

К

28 июня 2016 года около 10.30  при буксировке трактора и осмотре причины крена полуприцепа, перевернувшимся полуприцепом получил травму левой ноги 45-летний тракторист-машинист РСКУП «Волковысское» Волковысского района Николайчик Евгений Сергеевич.

6

3

Р

12 октября 2016 года около 10.15 при выполнении работ по очитке потолка от побелки с лесов упал с высоты 4 метра и получил тяжелую травму позвоночника 51-летний маляр Волковысского ОАО «Беллакт» Обуховский Святослав Генрихович.

7

4

К

16 октября 2016 года около 8.30 в проходе телятника фермы «Подороск» упал и получил тяжелую травму ноги 50-летний животновод ГСХУП «Подороск» Волковысского района Хильмон Янина Ивановна.

8

5

К

12 декабря 2016 года около 10.30 на выезде из дер.Яновичина на закруглении дороги не справился с управлением своего автомобиля МАЗ -551, г.н. АВ 8081-4 и допустил столкновение со стоящим в кювете автомобилем МАЗ-551 г.г. АВ 2774-4, и погиб 49-летний водитель ГСХУП «Подороск» Волковысского района Савко Геннадий Вацлавович.

9

6

К

28 октября 2016 года около 9.00 на ферме «Кутники» при погрузке скота на скотовоз напавшим быком тяжело травмирован 58-летний  бригадир КСУП «Неверовичи» Волковысского района Поймич Иосиф Эдуардович.

Гродненский район

Подробнее...

Выполнение строительных и электромонтажных работ

в организациях «малого бизнеса»

В Республике Беларусь осуществляет деятельность большое количество мелких предприятий и организаций (микроорганизаций), в т.ч. «малого бизнеса», а также индивидуальных предпринимателей. Как пока­зывает практика, у них отсутствует специалист-энергетик, электротехнический персонал, а вопросами эксплуата­ции переносных и передвижных электроприемников (электромеханического инструмента, сварочных аппаратов, удлинителей)  занимается руководи­тель организации, не имеющий соответствующих знаний и опыта работы в электроуста­новках. Зачастую они не имеют даже собственных зданий, стационарных электроустановок, а арендуют помещения в других организациях, поэтому многие не попадают под надзор контрольно-надзорных органов. А ведь строительно-монтажные, ремонтные и наладочные работы, производимые в действующих электроустановках, требуют особого внимания к обеспечению безопасности труда работающих. Неудивительно, что у таких субъектов хозяйствования выявляются серьезные нарушения в организации эксплуатации электроустановок. В 2015 году при посещении мобильными группами Волковысского райисполкома проведен мониторинг электроустановок Волковысского ПООО «Анфас» и ЧСУП «ПредШлях». Типичными нарушениями явились:

Подробнее...

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

о возможных последствиях нарушения требований охраны труда, трудовой и производственной дисциплины для работника

 В целях усиления социальной защиты граждан, потерпевших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, возмещения причиненного их жизни или здоровью вреда, с 1 января 2004 г. в Республике Беларусь введено обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – страхование), осуществление которого возложено на БРУСП «Белгосстрах».

Подробнее...

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА

В ОРГАНИЗАЦИЯХ НА ОСНОВЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1. Рекомендации по улучшению условий и охраны труда в организациях на основе коллективных договорных отношений (далее - Рекомендации) разработаны в соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь (далее - Трудовой кодекс), другими нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере охраны труда.

2. Настоящие Рекомендации предназначены для оказания практической помощи организациям при подготовке раздела «Улучшение условий и охраны труда» коллективного договора и соответствующих приложений к нему.

 

Глава 2

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ РАЗДЕЛА КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА «УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА»

 

3. Согласно Трудовому кодексу коллективный договор - локальный нормативный правовой акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками.

4. Исходными данными для разработки предложений по улучшению условий и охраны труда в коллективный договор организации являются:

требования по охране труда, содержащиеся в законодательных и иных нормативных правовых актах, технических нормативных правовых актах, распространяющихся на деятельность организации;

сведения об опасных и (или) вредных производственных факторах и связанных с ними профессиональных рисках,  анализ обстоятельств и причин несчастных случаев на производстве, результатов проведенной идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков;

результаты паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда, аттестации рабочих мест по условиям труда, обследования зданий и сооружений, производственных и вспомогательных помещений, замеров факторов производственной среды и другие сведения, характеризующие состояние условий и охраны труда в организации;

материалы проверок специально уполномоченных органов надзора (контроля), службы охраны труда, технических инспекторов труда профсоюзов, общественных инспекторов по охране труда профсоюзов;

анализ обеспеченности производственных объектов, рабочих мест, работников необходимыми средствами защиты;

решения соответствующих органов управления;

предложения структурных подразделений организации, профсоюзов, а также отдельных работников.

5. Предложения по вопросам улучшения условий и охраны труда, подготовленные структурными подразделениями с участием профсоюзов, направляются в комиссию организации по ведению коллективных переговоров и подготовке коллективного договора, которая рассматривает их и включает в установленном в организации порядке в проект коллективного договора.

Подробнее...