Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее - ТК) рассматривает охрану труда в качестве обоюдной обязанности как нанимателей (пп. 5–7 части первой ст. 55 ТК), так и работников (п. 5 части первой ст. 53 ТК). Наниматель обязан предоставить работнику соответствующие гарантии и компенсации, принять необходимые меры по профилактике производственного травматизма, постоянно контролировать знание и соблюдение работниками требований инструкций по охране труда и др. (ст. 226 ТК и ст. 17 Закона об охране труда). Ответственность за соблюдением законодательства о труде лежит на нанимателе, который должен грамотно распределить обязанности по охране труда среди всех специалистов, прописав их в должностных инструкциях или других документах.
У работника тоже есть обязанности по охране труда, о которых, к сожалению, очень часто он забывает. Работник должен соблюдать правила поведения на территории организации, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях, и правила техники безопасности, использовать и правильно применять предоставленные ему средства индивидуальной защиты, а в случае их отсутствия незамедлительно уведомлять об этом непосредственного руководителя либо иное уполномоченное должностное лицо нанимателя, проходить в установленном законодательством порядке медицинские осмотры, обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда, оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно извещать своего непосредственного руководителя или иное уполномоченное должностное лицо нанимателя о неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, средств защиты, об ухудшении состояния своего здоровья, немедленно сообщать нанимателю о любой ситуации, угрожающей жизни или здоровью работников и окружающих, несчастном случае, произошедшем на производстве, оказывать содействие нанимателю в принятии мер по оказанию необходимой помощи потерпевшим и доставке их в организацию здравоохранения выполнять другие обязанности в соответствии со ст. 232 ТК.
Таким образом, работник тоже отвечает за безопасность труда, и он, безусловно, должен знать свои права и обязанности по охране труда, а также знать обязанности нанимателя по обеспечению условий и охраны труда, которые определены в трудовом договоре (контракте), должностной инструкции работника и правилах внутреннего трудового распорядка.
В частности, в рамках обеспечения нормальных условий для выполнения работы наниматель обязан обеспечить безопасные и здоровые условия труда (соблюдение требований по охране труда, необходимое освещение, отопление, вентиляцию, устранение вредных последствий шума, излучений, вибрации и других факторов, отрицательно влияющих на здоровье работников, и т.д.) (п. 6 ст. 89 ТК), и это следует отразить в локальных нормативных правовых актах.
Обязанности нанимателя, о которых идет речь в ст. 226 ТК, соответствуют праву работника на охрану труда, которое закреплено в ст. 222 ТК и в ст. 11 Закона об охране труда, и более общему праву работников на здоровые и безопасные условия труда (ст. 41 Конституции Республики Беларусь и п. 1 ст. 11 ТК).
Наниматель не вправе требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами (ст. 20 ТК).
Во многих случаях руководители организаций возлагают обязанности, не относящиеся к охране труда на специалистов (инженеров) по охране труда. В соответствии со ст. 20 ТК специалисты по охране труда кроме выполнения своих трудовых функций могут привлекаться только для ликвидации чрезвычайных ситуаций, кроме этого у работников службы охраны труда (специалистов) есть полномочия (статья 21 ТК):
-проводить проверки состояния условий труда, соблюдения требований по охране труда, знакомиться с документами по вопросам охраны труда;
-запрашивать и получать необходимую информацию по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от должностных лиц и других работников, допустивших нарушения требований по охране труда;
-выдавать должностным лицам нанимателя обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований по охране труда;
-приостанавливать (запрещать) в установленном законодательством порядке эксплуатацию оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, выполнение работ (оказание услуг) при выявлении нарушений, создающих угрозу жизни или здоровью работающих и окружающих, до их устранения;
-организовывать и проводить информационно-разъяснительную работу с работниками по вопросам охраны труда;
-вносить предложения нанимателю по улучшению условий и охраны труда работников, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Предписание работника службы охраны труда (специалиста по охране труда) может быть отменено руководителем службы охраны труда либо руководителем организации в письменной форме с указанием обоснованных причин.
Полномочия служб охраны труда холдингов определяются уставом (учредительным договором) управляющей компании и уставами дочерних компаний холдинга, договорами доверительного управления либо иными договорами.
Не лишним будет вспомнить о роле профсоюзного комитета в обеспечении безопасных условий труда в обязанности которых входит осуществление общественного контроля (Статья 42 ТК).
Общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда в порядке, установленном законодательством, осуществляют профсоюзы через их технических инспекторов труда, общественных инспекторов по охране труда, других уполномоченных представителей профсоюзов.
Технические инспекторы труда профсоюзов при осуществлении общественного контроля в форме проведения проверок за соблюдением законодательства об охране труда имеют право:
осуществлять проверки соблюдения законодательства об охране труда работодателями, а также выполнения нанимателями, их уполномоченными должностными лицами условий коллективного договора (соглашения);
запрашивать и получать от работодателя, государственных органов сведения о несчастных случаях на производстве, профессиональных заболеваниях и иную информацию и (или) документы, необходимые для проверки;
свободно входить в служебные, производственные и иные помещения (объекты) работодателя для проведения проверки при предъявлении удостоверений и предписания на проведение проверки (в отношении объекта, допуск на который ограничен в соответствии с законодательством, - иных документов, предусмотренных законодательством для допуска на объект);
привлекать для проведения экспертизы условий труда, зданий (помещений), производственных процессов, оборудования и других объектов, создающих непосредственную опасность для жизни и здоровья работающих и окружающих, на договорной основе эксперта в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь;
принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
участвовать в проведении экспертизы безопасности условий труда проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектов, а также проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов, в аттестации рабочих мест по условиям труда в порядке, установленном законодательством;
выдавать представления об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда, коллективного договора (соглашения);
требовать от работодателя путем выдачи представления устранения нарушений требований по охране труда, угрожающих жизни и здоровью работающих, а в случае непосредственной угрозы их жизни и здоровью - приостановления выполнения работ до устранения нарушений;
требовать от работодателя путем выдачи представления отстранения от работы в соответствующий день (смену) работающих, появившихся на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, не использующих требуемые средства индивидуальной защиты, обеспечивающие безопасность труда, не прошедших в установленном порядке предусмотренные законодательством инструктаж, проверку знаний по вопросам охраны труда, медицинский осмотр;
обращаться в государственные органы, органы прокуратуры для принятия необходимых мер по выявленным нарушениям, в том числе для привлечения к ответственности лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда, а также в случае неисполнения ими представлений технических инспекторов труда профсоюзов;
осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательными актами.
Представления технических инспекторов труда профсоюзов являются обязательными для исполнения работодателями.
Общественные инспекторы по охране труда профсоюзов, другие уполномоченные представители профсоюзов при осуществлении общественного контроля в формах, не связанных с проведением проверок, вправе в порядке, установленном республиканскими объединениями профсоюзов, выдать нанимателю рекомендацию по устранению выявленных нарушений требований по охране труда, коллективного договора (соглашения). Наниматель обязан рассмотреть данную рекомендацию и проинформировать профсоюз о результатах ее рассмотрения в установленный в ней срок.
При отсутствии профсоюзов в организации общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда могут осуществлять уполномоченные лица по охране труда работников организации. Выборы уполномоченных лиц по охране труда работников организации проводятся на общем собрании (конференции) работников организации на срок от двух до пяти лет, при этом определяется их численность. Уполномоченные лица по охране труда работников организации осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда в порядке, определяемом Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Главный специалист по охране труда
Волковысского РИК
Колесник Людмила